+7 (921) 342-99-16
Обучаться у практиков — чушь! Продукт обучения
26.02.16 557 0 Обучение
2-1

Тренд десятилетия

Сейчас безумно популярна идея о том, что обучаться нужно у практиков.

У того, кто сам делает.
У того, кто сам имеет хорошие результаты.

А “теоретики” ничего не знают, и
“если ты сам не пробовал, то как ты можешь обучить?”.

На самом деле это чушь.

Я, как и многие мои читатели, посетил бесконечное количество тренингов.
И часто ориентировался на то, какой результат был у тренера.

Это оказалось ошибкой!

Дело в том, что обучение у практиков, – это когнитивное искажение.

Посмотрите в Википедии другие искажения —
жизнь разделится на “до” и “после”.

 

Понятие продукта

Сначала разъясню вот что.
Понимаете ли вы, что такое “продукт деятельности”?

2-2

Продукт — это ключевой результат, который получается по итогам деятельности

Старая поясняющая байка:
Есть пекарь.
Он печет.

Продукт пекаря — это не процесс печения.
Продукт пекаря — это ХЛЕБ.

Хлеб — это тот ключевой результат, который получается в итоге.

Продукт уборщицы — чистый пол.
Продукт маркетолога — заказы и продажи.
Продукт продавца — валовая прибыль.
И так далее.

 

Продукт тренера

Каков же тогда продукт тренера, преподавателя, учителя и иже с ними?

Это точно НЕ “проведенный тренинг”.
Или “записанный материал”.
Или “прочитанная лекция”.

Все это нужно только нашей системе образования
(до сих пор не ясно зачем)

Продукт тренера — успешный клиент.

Продукт тренера — клиент, достигший того, чего хотел в избранной области.
Продукт тренера — нужная квалификация для этих достижений.

В каждом конкретном случае это может быть что-то немного другое, но общий СМЫСЛ один.

ПРОДУКТ — ЭТО РЕЗУЛЬТАТ КЛИЕНТА!

Точка.

 

То есть нужно идти обучаться к тому, кто дает нужный результат другим людям.

Иными словами (и это кажется нелогичным),
нужно обучаться не у миллиардера,

а у того, кто тренирует миллиардеров,
у того, кто обучает миллиардеров бизнесу.

И эти люди зачастую не миллиардеры.

Получается, что возможно бизнес-образование от не бизнесменов?
Да, возможно.

 

Почему?

Потому что профессиональные бизнес-тренера
занимаются именно бизнес-результатам клиентов,
а не своими бизнес-результатами.

Клиент у full-time преподавателя получит результат быстрее,
нежели чем у практика, который кроме практики — преподает

2-3 (2)

 

“Невероятно”

“Ну фииииг знает”, — именно такая мысль у вас в голове.
Это кажется абсолютно нелогичным,
но опыт показывает, что все именно так.

Наши люди “ведутся” на практиков.

Но на самом деле важен не практический опыт тренера,
а практические РЕЗУЛЬТАТЫ его клиентов.

(причем на западе все уже давно поняли, что к чему;
эта ситуация — бич только русского комьюнити)

Дело в том, что преподавание – это ОТДЕЛЬНЫЙ вид деятельности,
который требует огромных сил.

Это не просто «проделал, сказал и выложил».

Нередко люди, которые что-то делают и у которых это получается,
могут объяснить, как это у них получилось, только частично.

Они не знают, как именно они это сделали,
с учетом каких причин и следствий. Это раз.

Теперь два.

Логистика, “доставка” своих знаний до головы клиента —
это очень сложная задача.
Ничего простого в ней нет.

 

Каторжный труд

Разработка упражнений,
демонстраций,
контрольных листов,
экзаменационных вопросов и так далее — это непросто.

Преподавателю, чтоб дать результат,
нужно изучить того, кто перед ним,

понять, какие возможности есть для усвоения,
выяснить, какие знания по теме уже есть
и так далее

Нужно определить, как передать ему новые знания,
какие должны быть упражнения,
презентационный и обучающий материал,

разрабатывать их и тестировать, тестировать, тестировать.

А потом обязательно проверить успехи ученика.
И жестко оценивать СВОИ результаты по результатам УЧЕНИКА.

В общем не работа, а каторжный труд.

Самой лучшей проверкой является практика:
нужно дать какое-то реальное дело, реальный проект
и посмотреть, как человек справится.

По сути тренер – это такой “заводик” по производству
более успешных людей, чем они были “до”.

И здесь действительно важно, что он производит более успешных людей.
И вовсе не обязательно, чтобы он сам имел мощные результаты в этой сфере деятельности.

Но есть один нюанс.

Тренеру нужно обязательно протестировать свои технологии и методические наработки,
чтобы располагать убедительными доказательствами и для себя, и для публики, что они работают.

2-4

И ради достижения этой цели тренер (осознанно или нет) вполне может сделать первым кейсом самого себя.

Я бы даже сказал, что это обычная практика —
опробовать свои наработки на себе.

Но это необязательно:
если он опробует свои наработки на ком-то другом,
и они сработают,
то это будет равносильно тому, что он опробовал их на себе

И в том, и в другом случае он получил один кейс.
Один опытный образец.

Здесь нет абсолютно никакой разницы по факту.

 

Скрытая опасность обучения у практика

Более того, обучение у “чистого практика” таит в себе опасность.

Если человек опробовал на себе и у него получилось – это один кейс.
Но одного кейса недостаточно.

Нужна бóльшая выборка для подтверждения того, что
эта методология,
эта система,
эта технология
работают.

И качество обучения измеряется конверсией тех, кого вы обучили,
в тех, кто достиг нужного результата

Поэтому мы всегда должны анализировать
два параметра при выборе учителя/тренера/наставника:

количество успешных учеников и
конверсия обучающей программы.

И в том, и в другом случае тоже есть ловушки.

 

Количество успешных учеников

Учитывать только этот параметр без конверсии неразумно.
Одна известная компания, занимающаяся бизнес-обучением,
набирает по 5000 человек на тренинг.

Понятно, что из них так или иначе окажется минимум 100 человек успешных.
Это просто математика и теория вероятностей.

 

Конверсия в успешных учеников

Здесь важно знать, как она считалась.
Именно метод подсчета.

Нередко в течение тренинга люди достигают результата в выбранной сфере,
но делают это, не используя материал тренинга.

Иными словами, в заслугу тренингу ставится все,
что произошло во время него,
хотя это может не иметь НИКАКОГО отношения к самому тренингу.

 

А теперь самое веселое про конверсию тренингов.

Средний показатель по индустрии считается на уровне 5-7%!!!

Пять. Гребанных. Процентов.

То есть платят все, а результат получает каждый 20-й.

2-5Да, стопроцентное достижение результатов всеми людьми невозможно.

Если вы берете одного человека,
то с ним у вас может получиться.

Если вы берете десятерых,
то всем десятерым достичь нужного результата точно не удастся.

Стопроцентная конверсия недостижима,
потому что на людей влияет еще множество факторов.

К сожалению, обучение – это всегда взаимозависимый и
глубокоинтегрированный процесс, и тут есть две стороны.

Но 5% — это смешно.
Необходимо повышать этот результат по всем сферам обучения.

И, возможно, тогда люди перестанут шарахаться от слов “тренинги” и “курсы”,
а с радостью пойдут учиться.
Это выгодно  всем.

Если вы разделяете мои взгляды, изучите вкладку “Тренерам” и приходите к нам в проект.
Если у вас хороший продукт, мы сами вложим в вас деньги и будем продюсировать.

Напоследок хочется сказать,
что многие путаются в терминологии
и называют свои продукты неправильно.

 

Чем отличается тренинг от мастер-класса?

Мастер-класс – это рассказ одного человека о том, что
«делайте так, так и так, я так делал, и сработало»,
то есть это просто повествование.

Тренинг – от слова «тренировка».
Он подразумевает практическую пользу
и включает определенную деятельность,
отработку каких-то навыков и технологий.

То есть после тренинга у человека должны появиться какие-то умения.
И тренинг, конечно, имеет более высокую ценность, чем мастер-класс.

Для того, чтобы получать новые статьи и полезные материалы, подписывайтесь по ссылке в меню!

Роман Зайцев
Учредитель Well.Teach

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *